Поддерживающая терапия в ходе реабилитации и абилитации ребенка
Комплексный подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями развития обязательно подразумевает поддерживающую терапию не только для самих детей, но и для их близких. Помощь специалиста нужна, чтобы взрослые, вопреки закрепившимся в обществе стереотипам, преодолели в себе и в своем окружении отношение к ребенку с ОВЗ как к человеку беспомощному, неспособному к самостоятельной жизни и адаптации в социуме. Важно настроить и родителей, и детей на максимальное «включение» в нормальную жизнь и предотвратить изоляцию семьи или ребенка внутри семьи, а также настроить внутрисемейную коммуникацию таким образом, чтобы болезнь ребенка не становилась причиной агрессии, чрезмерной требовательности или, наоборот, апатии со стороны родителей.
Какие задачи ставят перед собой наши специалисты?
- коррекция неэффективных форм поведения: агрессии, предвзятости в оценке поведения как своего, так и ребенка, отстраненности, неприятия и др.;
- обучение наиболее продуктивным формам взаимодействия с микросоциумом: с ребенком, близким окружением, родственниками, а также, со специалистами коррекционной организации, другими лицами;
- совершенствование умений любить и уважать ребенка;
- развитие навыков управления эмоциями: сдерживание гнева, раздраже¬ния, возникающие в ответ на недостаточную умелость ребенка;
- обучение родителей проникновению в проблемы своего ребенка, переход из позиции «защищаюсь и противостою» в позицию «взаимодействую» («А кто его научит, если не я?»);
- снижение гиперболизации проблем ребенка с ОВЗ, незаинтересованности в его развитии («Из него никогда ничего не получится»);
- коррекция взаимоотношений с ребенком: переход из гипер- или гипоопеки к оптимальному взаимодействию, уважению его личности и предоставлению ему достаточной автономности;
- расширение сферы креативного сотрудничества с ребенком.
Таким образом реализуется инклюзивный подход в реабилитации и абилитации, позволяющий ребенку полноценно развиваться в заданных условиях.