Центр комплексной реабилитации
особенных детей и поддержки их семей



Центр комплексной реабилитации
особенных детей и поддержки их семей
Документы и отчетыОтключить платежи
Помочь центру

Комплексная программа
«Special Garden 6-17»

По мере приближения ребенка к школьному возрасту вопросы о выборе учебного заведения, формата обучения, готовности к школьным нагрузкам встают перед семьей довольно остро и меру ответственности за выбор здесь сложно переоценить. Предпринятые ранее реабилитационные меры уже позволяют судить о промежуточных результатах и позволяют осознанно перейти к построению продуманного образовательного маршрута на школьный период.

Поступление в школу требует основательной подготовки как самого ребенка, так и его родителей̆. Приоритетной задачей программы на данном этапе является не только профессиональная диагностика ребенка с целью выявления особых образовательных потребностей, оценки его эмоционального и физического состояния, когнитивных способностей, но и помощь семье в выборе образовательного вектора в пользу инклюзивного подхода, дифференцированной модели (коррекционных классов) или домашнего обучения.

Для того, чтобы обучение ребенка с особыми образовательными потребностями стало действительно эффективным инструментом развития адаптивных способностей личности для самореализации в обществе, мы разработали систему мероприятий, составляющих основу Программы «SPECIAL GARDEN 6-17».

Помимо образовательного маршрута на данном этапе сохраняют свою актуальность и реабилитационные мероприятия, направленные на повышение функциональности ребенка, наблюдение квалифицированных медицинских специалистов, правовая поддержка по вопросам получения или продления инвалидности.

Программа «SPECIAL GARDEN 6-17» состоит из нескольких блоков:

Диагностика возможностей ребенка и запроса семьи

Действие программы «SPECIAL GARDEN 6-17» начинается с обстоятельной диагностической встречи с экспертом-реабилитологом, который будет вести весь дальнейший процесс реабилитации, и Вашим персональным кейс-менеджером, который будет сопровождать Вас постоянно на протяжении всей программы.

До начала встречи мы попросим семьи, которые обращаются к нам впервые, прислать нам имеющиеся документы из истории наблюдения и обследования ребенка и заполнить анкету – это не пустая формальность, а важная для нас информация, которая позволит максимально эффективно организовать встречу.

Первичная консультация проводится в удобное и комфортное для ребенка и семьи время. Желательно присутствие на первой встрече двух взрослых и ребенка. Мы готовы приехать к Вам домой, для того чтобы общение проходило в максимально комфортной обстановке и привычной среде без лишних стрессов на транспортировку и адаптацию в незнакомой обстановке.

Если Вы обращаетесь к нам впервые, то на первой встрече мы познакомимся с ребенком и с Вами, а Вы с нами. Внимательно выслушаем Ваши запросы и пожелания, расскажем подробно про наш подход.

В ходе встречи проводится диагностику двигательных и функциональных возможностей ребенка, нарушений (проблем), имеющихся на данном этапе развития, по итогам которой будет определен план необходимых обследований и консультаций профильных специалистов для последующего определения маршрута реабилитации. Мы не просто направляем на обследования и консультации, а организовываем и сопровождаем семью и отслеживаем результат.

Продолжительность встречи составит 1,5 часа. Возможно проведение встречи в онлайн формате.

Работа с психологом по вопросам эффективного взаимодействия родителей с ребенком

Важным аспектом на данном этапе является построение адекватного взаимодействия родителей с детьми по мере их взросления и включения в процесс школьного образования. Возможные направления для работы с психологом на данном этапе:

  • коррекция неэффективных форм поведения: агрессии, предвзятости в оценке поведения как своего, так и ребенка, отстраненности, неприятия и др;
  • обучение наиболее продуктивным формам взаимодействия с микросоциумом: с ребенком, близким окружением, родственниками, а также, со специалистами коррекционной организации, другими лицами;
  • совершенствование умений любить и уважать ребенка;
  • развитие навыков управления эмоциями: сдерживание гнева, раздраже­ния, возникающие в ответ на недостаточную умелость ребенка;
  • обучение родителей проникновению в проблемы своего ребенка, переход из позиций «защищаюсь и противостою» в позицию «взаимодействую» («А кто его научит, если не я?»);
  • снижение гиперболизации проблем ребенка с ОВЗ, незаинтересованности в его развитии («Из него никогда ничего не получится»);
  • коррекцию взаимоотношений с ребенком: переход из гипер- или гипоопеки, к оптимальному взаимодействию, уважению его личности и предоставлению ему достаточной автономности;
  • расширение сферы креативного сотрудничества с ребенком.

Мы предлагаем консультации и работу с психологами, специализирующимися на вопросах особенного детства и родительства, направленные на построение и нормализацию взаимодействия родителей с детьми.

Консультативная помощь специалистов и организация обследований

После диагностической встречи составляется план дальнейших обследований и исследований, которые необходимы для разработки маршрута реабилитации на этом этапе.

Обычно а программу входит организация индивидуальных консультаций профильных медицинских и немедицинских специалистов в сопровождении Вашего индивидуального кейс-менеджера, который возьмет на себя все формальности, связанные с организацией записи и непосредственно визитов в лечебные учреждения.

Перечень специалистов, консультации которых необходимы, уточняется экспертом – реабилитологом по итогам первичного приема, и может включать в себя:

  • невролога;
  • ортопеда;
  • генетика;
  • нутрициолога;
  • эндокринолога;
  • психиатра;
  • врача ЛФК (специалиста по медицинской реабилитации);
  • остеопата;
  • консультацию специалиста по подбору ТСР, ортезов, обуви, специальных стелек в обувь);
  • логопеда;
  • АВА-терапевта;
  • специалиста по альтернативным методам коммуникации (АДК);
  • дефектолога;
  • специального педагога;
  • специалиста по отдельным нозологиям (Spina Bifida и др.).

Затем определяется перечень необходимых исследований (УЗИ, УЗДГ сосудов головы и шеи, рентген-диагностика ТБС, МРТ, ЭЭГ, уродинамическое исследование мочевого пузыря и др. в зависимости от нарушений), проведение которых скоординирует кейс-менеджер и организует запись к профильным специалистам экспертного уровня, высокому профессионализму которых мы доверяем.

*(стоимость проведения исследований в программу не входит).

Построение и прохождение маршрута реабилитации c поддержкой кейс-менеджера

Завершает диагностический этап программы проведение консилиума специалистов, задействованных в обследованиях, на котором принимается решение по плану реабилитационных мероприятий.

По итогам консилиума проводится повторная встреча с экспертом-реабилитологом и кейс-менеджером для презентации и обсуждения разработанного реабилитационного маршрута. После чего мы начинаем реализацию разработанного и согласованного маршрута.

На протяжении программы мы берем на себя «под ключ»:

  • Подбор междисциплинарной команды квалифицированных специалистов для реабилитационных мероприятий
  • Координация и логистика всех реабилитационных мероприятий и обследований с поддержкой кейс-менеджера 24/7
  • Постоянное ведение истории реабилитационного процесса ребенка с сохранением и систематизацией данных всех мероприятий и обследований

Мы реализуем программу по SMART-целям: они будут ставиться и периодически сверяться (чаще всего, каждые 3 месяца )на встрече с экспертом-реабилитологом.

Непосредственное наполнение программы занятиями, определяется в каждому случае индивидуально в соответствии с потребностями ребенка и маршрутом реабилитации.

Занятия могут охватывать развитие следующих компетенций:

  • Развитие двигательных навыков (ходьба, перемещение в пространстве, развитие крупной и мелкой моторики, рисование);
  • Когнитивное развитие (мышление, развитие памяти, воображения и внимания, формирование понятий, решение задач);
  • Навыки сенсорной интеграции (обработка слуховой информации, зрительной, тактильное восприятие (текстуры, запахи, вкусы)
  • Формирование навыков самообслуживания (прием пищи, гигиена и туалет, переодевание);
  • Формирование и развитие коммуникации (речь, АДК и невербальные сигналы, способность слушать и понимать речь, делать выбор);
  • Развитие социальных и эмоциональных навыков (управление собой, навыки общения, совместная игра).

В среднем занятия проводятся с частотой 2-3 раза в неделю, однако окончательный график формируется всегда индивидуально исходя из критериев целесообразности, эффективности, поставленных SMART-целей и с четом жизненного графика семьи и самочувствия ребенка (отъездов, каникул, перерывов).

Помимо занятий в программу реабилитационных мероприятий могут включаться:

  • Развивающие прогулки с физическим терапевтом;
  • Занятия по плаванию –в бассейне, который удобен, или дома, если есть свой;
  • Другие мероприятия с доказанной эффективностью.

Построение школьного образовательного маршрута с индивидуальным подбором тьютора

Спектр проблем, связанных с сопровождением образования детей школьного возраста, также чрезвычайно многообразен. Помимо традиционной диагностики готовности к школьному обучению на данном возрастном этапе возникают вопросы, связанные с выявлением и преодолением проблем школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация может быть обусловлена не только трудностями освоения знаний по разным предметам (неуспеваемость ребенка), но и с трудностями его включении в систему детских взаимоотношений в коллективе одноклассников. Сопровождение подростков обычно сопряжено с решением проблем его личностного самоопределения, полоролевого поведения и другими аспектами эмоционально-личностного становления. Именно на данном возрастном этапе может возникать множество эмоционально-личностных проблем и страхов, связанных с выстраиванием социальных взаимоотношений. Появляющиеся в этом случае протестные, невротические, фобические реакции значительно влияют на поведение подростка и препятствуют успешному освоению образовательной программы. Данный период совпадает с множеством контрольно-экзаменационных мероприятий, которые также являются стрессорами и способствуют усилению проявлений школьной дезадаптации.

В рамках Программы «SPECIAL GARDEN 6-17» мы предлагаем:

  • Осуществление комплексной диагностики детей 6-8 лет (включая оценку эмоционально-личностной, когнитивной и коммуникативно-речевой сферы) с предоставлением последующих рекомендаций по оптимизации образовательного маршрута (выбор образовательной школьной организации, образовательной программы и формы обучения);
  • Оптимизация и согласование основной и дополнительных образовательных программ для ребенка школьного возраста с учетом его психофизиологических возможностей и потребностей;
  • Проведение курса нейропсихологической, логопедической и психоэмоциональной коррекции для подготовки ребенка к поступлению в школу;
  • Оказание информационной поддержки по вопросам комплексного сопровождения школьного образования для детей с особенностями развития;
  • Помощь в подборе квалифицированного специалиста (дефектолога, тьютора, логопеда, психолога и пр.) для сопровождения ребенка в условиях школьного обучения;
  • Поддерживающие занятия со специалистами (нейропсихологом, логопедом, дефектологом, психологом и др.) в процессе освоения основной образовательной программы;
  • Осуществление комплексного психологического сопровождения, направленного на предупреждение и преодоление эмоционально-личностных деформаций в условиях школьной дезадаптации;
  • Оказание комплекса услуг, связанных с профессиональным ориентированием (тестирование профессиональных склонностей, профессиональных возможностей, составление индивидуальной профессиограммы) и составление рекомендаций по послешкольной образовательной траектории.

Спортивное развитие

На данном этапе развития ребенка актуально продолжение спортивных занятий. В рамках программы возможно проведение специализированного спортивного тестирования с составлением плана спортивных занятий.

Постуральный менеджмент 24/7

Для максимальной эффективности программы специалист-эрготерапевт проводит оценку организации всех процессов в жизни ребенка с точки зрения выполнения целей реабилитации:

  • домашний режим сна и бодрствования, занятий в рамках реабилитации, и вне ее рамок, приема пищи и т п
  • режим пребывания ребенка вне дома (передвижение на авто, во время прогулок, поведение и позиционирование на занятиях и обследованиях вне дома и т. п.)
  • консультация по организация домашнего пространства для самостоятельных занятий, игры и развития.

Правовая помощь

Программа включает в себя консультацию юриста по вопросам оформления инвалидности, ИПРА, социальных льгот и других вопросов правового регулирования в случае нарушения в развитии детей.

Подведение итогов реализации программы

В завершение программы проводится заключительная консультация эксперта-реабилитолога совместно с кейс-менеджером и родителями для подведения итогов, анализа достигнутых целей и определения плана дальнейших мероприятий на следующий период.

Поскольку перечень и интенсивность необходимых мероприятий реабилитации в каждом случае может варьироваться мы готовы предложить гибкий подход к их оплате: возможно получение скидок на услуги, входящие в программу, при внесении единовременного депозита.