По мере приближения ребенка к школьному возрасту вопросы о выборе учебного заведения, формата обучения, готовности к школьным нагрузкам встают перед семьей довольно остро и меру ответственности за выбор здесь сложно переоценить. Предпринятые ранее реабилитационные меры уже позволяют судить о промежуточных результатах и позволяют осознанно перейти к построению продуманного образовательного маршрута на школьный период.
Поступление в школу требует основательной подготовки как самого ребенка, так и его родителей̆. Приоритетной задачей программы на данном этапе является не только профессиональная диагностика ребенка с целью выявления особых образовательных потребностей, оценки его эмоционального и физического состояния, когнитивных способностей, но и помощь семье в выборе образовательного вектора в пользу инклюзивного подхода, дифференцированной модели (коррекционных классов) или домашнего обучения.
Для того, чтобы обучение ребенка с особыми образовательными потребностями стало действительно эффективным инструментом развития адаптивных способностей личности для самореализации в обществе, мы разработали систему мероприятий, составляющих основу Программы «SPECIAL GARDEN 6-17».
Помимо образовательного маршрута на данном этапе сохраняют свою актуальность и реабилитационные мероприятия, направленные на повышение функциональности ребенка, наблюдение квалифицированных медицинских специалистов, правовая поддержка по вопросам получения или продления инвалидности.
Действие программы «SPECIAL GARDEN 6-17» начинается с обстоятельной диагностической встречи с экспертом-реабилитологом, который будет вести весь дальнейший процесс реабилитации, и Вашим персональным кейс-менеджером, который будет сопровождать Вас постоянно на протяжении всей программы.
До начала встречи мы попросим семьи, которые обращаются к нам впервые, прислать нам имеющиеся документы из истории наблюдения и обследования ребенка и заполнить анкету – это не пустая формальность, а важная для нас информация, которая позволит максимально эффективно организовать встречу.
Первичная консультация проводится в удобное и комфортное для ребенка и семьи время. Желательно присутствие на первой встрече двух взрослых и ребенка. Мы готовы приехать к Вам домой, для того чтобы общение проходило в максимально комфортной обстановке и привычной среде без лишних стрессов на транспортировку и адаптацию в незнакомой обстановке.
Если Вы обращаетесь к нам впервые, то на первой встрече мы познакомимся с ребенком и с Вами, а Вы с нами. Внимательно выслушаем Ваши запросы и пожелания, расскажем подробно про наш подход.
В ходе встречи проводится диагностику двигательных и функциональных возможностей ребенка, нарушений (проблем), имеющихся на данном этапе развития, по итогам которой будет определен план необходимых обследований и консультаций профильных специалистов для последующего определения маршрута реабилитации. Мы не просто направляем на обследования и консультации, а организовываем и сопровождаем семью и отслеживаем результат.
Продолжительность встречи составит 1,5 часа. Возможно проведение встречи в онлайн формате.
Важным аспектом на данном этапе является построение адекватного взаимодействия родителей с детьми по мере их взросления и включения в процесс школьного образования. Возможные направления для работы с психологом на данном этапе:
Мы предлагаем консультации и работу с психологами, специализирующимися на вопросах особенного детства и родительства, направленные на построение и нормализацию взаимодействия родителей с детьми.
После диагностической встречи составляется план дальнейших обследований и исследований, которые необходимы для разработки маршрута реабилитации на этом этапе.
Обычно а программу входит организация индивидуальных консультаций профильных медицинских и немедицинских специалистов в сопровождении Вашего индивидуального кейс-менеджера, который возьмет на себя все формальности, связанные с организацией записи и непосредственно визитов в лечебные учреждения.
Перечень специалистов, консультации которых необходимы, уточняется экспертом – реабилитологом по итогам первичного приема, и может включать в себя:
Затем определяется перечень необходимых исследований (УЗИ, УЗДГ сосудов головы и шеи, рентген-диагностика ТБС, МРТ, ЭЭГ, уродинамическое исследование мочевого пузыря и др. в зависимости от нарушений), проведение которых скоординирует кейс-менеджер и организует запись к профильным специалистам экспертного уровня, высокому профессионализму которых мы доверяем.
*(стоимость проведения исследований в программу не входит).
Завершает диагностический этап программы проведение консилиума специалистов, задействованных в обследованиях, на котором принимается решение по плану реабилитационных мероприятий.
По итогам консилиума проводится повторная встреча с экспертом-реабилитологом и кейс-менеджером для презентации и обсуждения разработанного реабилитационного маршрута. После чего мы начинаем реализацию разработанного и согласованного маршрута.
На протяжении программы мы берем на себя «под ключ»:
Мы реализуем программу по SMART-целям: они будут ставиться и периодически сверяться (чаще всего, каждые 3 месяца )на встрече с экспертом-реабилитологом.
Непосредственное наполнение программы занятиями, определяется в каждому случае индивидуально в соответствии с потребностями ребенка и маршрутом реабилитации.
Занятия могут охватывать развитие следующих компетенций:
В среднем занятия проводятся с частотой 2-3 раза в неделю, однако окончательный график формируется всегда индивидуально исходя из критериев целесообразности, эффективности, поставленных SMART-целей и с четом жизненного графика семьи и самочувствия ребенка (отъездов, каникул, перерывов).
Помимо занятий в программу реабилитационных мероприятий могут включаться:
Спектр проблем, связанных с сопровождением образования детей школьного возраста, также чрезвычайно многообразен. Помимо традиционной диагностики готовности к школьному обучению на данном возрастном этапе возникают вопросы, связанные с выявлением и преодолением проблем школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация может быть обусловлена не только трудностями освоения знаний по разным предметам (неуспеваемость ребенка), но и с трудностями его включении в систему детских взаимоотношений в коллективе одноклассников. Сопровождение подростков обычно сопряжено с решением проблем его личностного самоопределения, полоролевого поведения и другими аспектами эмоционально-личностного становления. Именно на данном возрастном этапе может возникать множество эмоционально-личностных проблем и страхов, связанных с выстраиванием социальных взаимоотношений. Появляющиеся в этом случае протестные, невротические, фобические реакции значительно влияют на поведение подростка и препятствуют успешному освоению образовательной программы. Данный период совпадает с множеством контрольно-экзаменационных мероприятий, которые также являются стрессорами и способствуют усилению проявлений школьной дезадаптации.
В рамках Программы «SPECIAL GARDEN 6-17» мы предлагаем:
На данном этапе развития ребенка актуально продолжение спортивных занятий. В рамках программы возможно проведение специализированного спортивного тестирования с составлением плана спортивных занятий.
Для максимальной эффективности программы специалист-эрготерапевт проводит оценку организации всех процессов в жизни ребенка с точки зрения выполнения целей реабилитации:
Программа включает в себя консультацию юриста по вопросам оформления инвалидности, ИПРА, социальных льгот и других вопросов правового регулирования в случае нарушения в развитии детей.
В завершение программы проводится заключительная консультация эксперта-реабилитолога совместно с кейс-менеджером и родителями для подведения итогов, анализа достигнутых целей и определения плана дальнейших мероприятий на следующий период.
Поскольку перечень и интенсивность необходимых мероприятий реабилитации в каждом случае может варьироваться мы готовы предложить гибкий подход к их оплате: возможно получение скидок на услуги, входящие в программу, при внесении единовременного депозита.