Центр комплексной реабилитации
особенных детей и поддержки их семей



Центр комплексной реабилитации
особенных детей и поддержки их семей

Обучающие программы для родителей в формате домашних визитов

Для успешной реабилитации важно, чтобы все занятия со специалистами были органично встроены в жизнь ребенка и семьи в целом. Но любое, даже очень полезное занятие, ограничено по времени. И большую часть времени ребенок проводит дома, в семье, в привычном окружении. Именно это время часто упускают и не придают значение тому, как ребенок проводит время дома, в какой позе, как перемещается, подобраны ли ТСР, как коммуницирует, играет, учится ли самостоятельности. Важно, чтобы все, что наработано на занятиях использовалось ребенком в обычной жизни.

Приведем пример: поставлена цель – научить ребенка ползать на четвереньках и вроде уже получается, все радуются. Только мама говорит, что дома он совсем этого не делает, соответственно данное умение не закрепляется. После домашнего визита выяснилось, что дома у ребенка нет ни возможности, ни потребности перемещаться подобным образом. Большую часть времени он проводит в своей кроватке, а когда оказывается на полу, то пол скользкий, ножки проскальзывают в гладких штанишках и ничего не получается. Да и интересные игрушки всегда в пределах досягаемости и нет надобности за ними перемещаться. Совместно с родителями мы продумали как организовать дома развивающую среду: постелили детский нескользкий коврик, подобрали одежду, продумали как размещать игрушки, чтоб была потребность до них доползти. И ребенок стал дома использовать свое умение.

Еще пример: специалист дает рекомендации по правильному позиционированию ребенка в течение дня для профилактики вывиха тазобедренного сустава, а мама жалуется, что не получается у нее поставить ребенка в вертикализатор, кресло-коляска домашняя неудобная ребенку и вообще техники много, но они ее не используют. Во время домашнего визита специалист проанализировал имеющиеся дома ТСР, отрегулировал их для ребенка, подобрал режим использования – и семья теперь активно всем пользуется.

Когда возникает необходимость домашнего визитирования:

  • нет возможности приезжать на занятия;
  • ребенок маленький и привычная домашняя среда для него комфортна;
  • организация развивающей окружающей среды дома;
  • обучение навыкам самообслуживания;
  • настройка ТСР.

Алгоритм оказания реабилитационной помощи для детей с двигательными нарушениями

  • коммуникация (если ребенок не пользуется речью, то обязательно подбирать иной способ);
  • выяснить есть ли болевой синдром (если ребенок не говорит, а при этом плачет и отказывается от занятия – повод подумать, а нет ли болевого синдрома);
  • прием пищи (в каком положении, каким способом, какая пища);
  • правильное позиционирование в течение всего дня (это мощная профилактика вторичных и третичных осложнения в виде контрактур, деформаций, вывихов и подвывихов);
  • возможность перемещения (каким способом ребенок перемещается – незначительные попытки, повороты, ползание и др.);
  • навыки самообслуживания (что доступно ребенку из повседневных рутин – одевание, умывание, туалет и др.);
  • игра (это важный элемент роста и развития любого ребенка, игра по возрасту);
  • активные ежедневные прогулки на свежем воздухе (прогулки не от машины до подъезда и не в закрытой коляске, из которой ничего не видно);
  • специальные физические упражнения (если все предыдущие пункты организованы, тогда приходит черед и целенаправленной тренировке, но не наоборот – постоянная тренировка в ущерб жизненно-важным умениям).

Алгоритм оказания реабилитационной помощи для детей с коммуникативными нарушениями

  • коммуникация (если ребенок не пользуется речью, то подбирается иной способ);
  • прием пищи (в каком положении, каким способом, какая пища);
  • навыки самообслуживания (что доступно ребенку из повседневных рутин – одевание, умывание, туалет и др.);
  • игра (это важный элемент роста и развития любого ребенка, игра по возрасту);
  • активные ежедневные прогулки на свежем воздухе (прогулки не от машины до подъезда и не в закрытой коляске, из которой ничего не видно);
  • специальные занятия (если все предыдущие пункты организованы, тогда приходит черед и целенаправленным занятиям, но не наоборот – постоянные занятия в ущерб жизненно-важным умениям).

Рационально организованный быт ребенка, развивающая домашняя среда, активные прогулки, возможность выразить свои мысли, сделать выбор, формирование навыков самообслуживания по мере роста малыша, путешествия с семьей, чтение и творчество, интересные игры и многие другие активности могут дать гораздо больше, чем изматывающие поездки на занятия через весь город. Родители - главные реабилитологи своего ребенка. Они лучше всех знают своего ребенка! А мы готовы всегда приехать к Вам домой и помочь организовать домашние занятия и активности.