Центр комплексной реабилитации
особенных детей и поддержки их семей



Центр комплексной реабилитации
особенных детей и поддержки их семей

Разработка маршрута реабилитации

Термин «дети с особенностями в состоянии здоровья (ОВЗ)» объединяет разнородную группу самых разных по своей причине, выраженности и прогнозу нарушений. Для успешного достижения целей реабилитации в каждом конкретном случае, последовательность действий наиболее эффективно выстраивать в соответствии с проблемно-ориентированным подходом, философию которого предложил Лоуренс Уид еще в 1969 году для оценки динамических изменений в медицинской практике. Данный подход предусматривает четкую последовательность шагов:

  1. Оценка
  2. Планирование вмешательства
  3. Собственно вмешательство
  4. Оценка эффективности вмешательства

Проблемно-ориентированный подход дает нам структурированный аргументированный план реабилитационной помощи исходя из актуальных проблем ребенка.

1. Оценка. Непосредственно оценку двигательных, функциональных и когнитивных возможностей ребенка мы осуществляем в соответствии с категориями Международной классификации функционирования (МКФ): ограничения активности и участия, нарушение структур и функций, средовые и личностные факторы. Для этого мы проводим следующие действия:

  1. Опрос родителей и обязательно самого ребенка, если это возможно;
  2. Анализ предоставленных медицинских документов;
  3. Анкетирование родителей;
  4. Определение уровня моторного развития по шкале больших моторных функций (GMFCS);
  5. Оценка риска или наличия вторичных и третичных нарушений;
  6. Оценка функции рук по шкале функционирования верхней конечности (MACS);
  7. Определение уровня коммуникации по системе классификации нарушений коммуникационных функций (CFCS).

Таким образом, мы имеем целостное представление о проблемах ребенка, исходя из субъективных и объективных методов исследования. Мы не ограничиваем оценку только первичным приемом, давая возможность ребенку и родителям адаптироваться в новой среде для максимально точной демонстрации имеющихся навыков.

2. Планирование вмешательства. Проведя анализ полученных данных формируем междисциплинарную команду специалистов, которые будут работать с ребенком, составляется план реабилитации (интенсивность нагрузок по количественным и качественным показателям, перечень используемых тренажеров и технических средств реабилитации (ТСР)). Совместно с семьей и ребенком (если это возможно, исходя из его когнитивных возможностей) формулируется долгосрочная и краткосрочная цели реабилитации. Цель должна быть специфичная, реальная, достижимая, измеримая и ориентированная во времени ( SMART - формат). Только в этом случае мы можем создать ситуацию успеха и мотивировать ребенка к дальнейшей работе.

Таким образом план реабилитации составляется исходя из трех основных компонентов: данных медицинской документации, полученных нами результатов тестирований и информации, предоставленной родителями. Это важный момент использования семейно-центрированного подхода в реабилитации в целом. Результат вмешательства зависит от совместной работы всех участников процесса.

3. Собственно вмешательство. Проведение занятий по составленному расписанию с учетом предложенной нагрузки, возрастных и иных особенностей, запросов семьи. Это индивидуальные занятия, где с ребенком работает конкретный специалист. Важным звеном всех занятий является использование игры (подвижных, спортивных игр и их элементов), так как в работе с детьми любого возраста - это наиболее эффективный подход. Только игра должна быть по возрасту, решать определенные задачи, быть понятной и доступной ребенку. Мы проводим занятия в офлайн и онлайн форматах. Наши специалисты помогут подобрать ТСР (технические средства реабилитации) для использования дома и в образовательных учреждениях, помогут создать развивающую среду для ребенка, обучат родителей, няню, тьютора правилам безопасного перемещения и позиционирования ребенка, необходимым методам и приемам занятий). Для успешного достижения запланированного мы проводим занятия также в форме домашних визитов, на детских площадках, в детском саду или школе по договоренности).

4. Оценка эффективности вмешательства. Периодичность контрольных измерений устанавливается индивидуально, исходя из интенсивности занятий. После анализа полученных результатов, ставится следующая реальная и достижимая цель и цикл работы повторяется. Любая долгосрочная цель состоит из множества краткосрочных. Это важно для поддержания «ситуации успеха» у ребенка и семьи в целом.