Центр комплексной реабилитации
особенных детей и поддержки их семей



Центр комплексной реабилитации
особенных детей и поддержки их семей

Разработка маршрута реабилитации

Термин «дети с особенностями в состоянии здоровья» (ОВЗ) объединяет разнородную группу самых разных по своей причине, выраженности и прогнозу нарушений. Для успешного достижения целей реабилитации в каждом конкретном случае важно эффективно выстраивать последовательность действий - в соответствии с проблемно-ориентированным подходом, философию которого предложил Лоуренс Уид еще в 1969 году. Данный подход для оценки динамических изменений предусматривает четкую последовательность шагов:

  1. оценка;
  2. планирование вмешательства;
  3. вмешательство;
  4. оценка эффективности вмешательства.

Такой проблемно-ориентированный подход дает нам структурированный и аргументированный план реабилитационной помощи исходя из актуальных проблем ребенка.

1. Оценка

Непосредственно оценку двигательных, функциональных и когнитивных возможностей ребенка мы осуществляем в соответствии с категориями Международной классификации функционирования (МКФ): ограничения активности и участия, нарушение структур и функций, средовые и личностные факторы. Для этого мы проводим следующие действия:

  1. опрос родителей и обязательно самого ребенка, если это возможно;
  2. анализ предоставленных медицинских документов;
  3. анкетирование родителей;
  4. определение уровня моторного развития по шкале больших моторных функций (GMFCS);
  5. оценка риска или наличия вторичных и третичных нарушений;
  6. оценка функции рук по шкале функционирования верхней конечности (MACS);
  7. определение уровня коммуникации по системе классификации нарушений коммуникационных функций (CFCS).

Таким образом мы составляем целостное представление о проблемах ребенка исходя из субъективных и объективных методов исследования. Важно, что мы не ограничиваем оценку только первичным приемом, давая возможность ребенку и родителям адаптироваться в новой среде для максимально точной демонстрации имеющихся навыков.

2. Планирование вмешательства

Проведя анализ полученных данных, мы формируем междисциплинарную команду специалистов, которые будут работать с ребенком, составляем план реабилитации (интенсивность нагрузок по количественным и качественным показателям, перечень используемых тренажеров и технических средств реабилитации (ТСР)). Совместно с семьей и ребенком (если это возможно, исходя из его когнитивных возможностей) формулируем долгосрочную и краткосрочную цели реабилитации. Цель должна быть специфичная, реальная, достижимая, измеримая и ориентированная во времени (SMART-формат). Только так мы можем мотивировать ребенка к дальнейшей работе.

Таким образом, план реабилитации составляется исходя из трех основных компонентов: данных медицинской документации, полученных нами результатов тестирований и информации, предоставленной родителями. Это важный момент использования семейно-центрированного подхода в реабилитации в целом: результат вмешательства зависит от совместной работы всех участников процесса.

3. Вмешательство

Этот этап подразумевает проведение занятий по составленному расписанию с учетом предложенной нагрузки, возрастных и иных особенностей, запросов семьи. Это индивидуальные занятия, где с ребенком работает конкретный специалист. Важным звеном всех занятий являются игры (подвижные, спортивные и их элементы), так как это наиболее эффективный подход в работе с детьми любого возраста. Важно, чтобы игра была подобрана по возрасту, решала определенные задачи, была понятной и доступной ребенку. Мы проводим занятия в офлайн- и онлайн-форматах. Наши специалисты помогут подобрать ТСР (технические средства реабилитации) для использования дома и в образовательных учреждениях, расскажут, как создать развивающую среду для ребенка, обучат родителей, няню, тьютора правилам безопасного перемещения и позиционирования ребенка, необходимым методам и приемам занятий. Для успешного достижения запланированных целей мы проводим занятия также в форме домашних визитов, на детских площадках, в детском саду или школе по договоренности.

4. Оценка эффективности вмешательства

Периодичность контрольных измерений устанавливается индивидуально, исходя из интенсивности занятий. После анализа полученных результатов ставится следующая реальная и достижимая цель и цикл работы повторяется. Любая долгосрочная цель состоит из множества краткосрочных - это важно для поддержания «ситуации успеха» у ребенка и семьи в целом.