Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие. Одно из важных условий - правильная организация предметно-развивающей среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в семье. Определяющим моментом создания среды являются SMART-цели, которые поставлены при работе с ребенком. Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование.
Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в домашних условиях, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Среда должна быть комфортабельной, рационально организованной, насыщенной разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленной и работать на развитие самостоятельности ребенка.